Preview

Экономика науки

Расширенный поиск

Система профессиональных квалификаций в сфере науки

https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-3-185-196

Полный текст:

Аннотация

Анализируются подходы к развитию кадрового потенциала в сфере науки в условиях современного научно-технологического развития и модернизации системы высшего образования с учетом системы профессиональных квалификаций в сфере исследований, разработок и высшего образования. В статье представлены организационные модели подготовки к научно-исследовательскому, научно-экспертному, научно-предпринимательскому (инновационному), научно-педагогическому видам деятельности в сфере науки. Охарактеризованы практики организации программ исследовательской магистратуры и подготовки кадров в сфере науки на примере программ академических институтов, университетских программ, сетевых программ с корпоративными исследовательскими программами госкорпораций, программами профильного школьного научно-технологического образования.

Об авторе

О. А. Фиофанова
ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ; Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Россия

д.пед.н., профессор, кафедра ЮНЕСКО

пр. Вернадского, д. 82, г. Москва,  119571; ул. Макаренко, д. 5/16, г. Москва, 105062



Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 (2014) Об утверждении государственной программы развития науки и технологий / Официальный сайт Правительства России. http://government.ru/docs/11925.

2. Совет при Президенте по профессиональным квалификациям (2019) / Официальный сайт Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. http://nspkrf.ru/soveti.html.

3. Протокол заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 25 июня 2016 г. № 15 (2016) / Официальный сайт Президента России. http://www.kremlin.ru/events/ councils/55789.

4. Протокол заседания межведомственной рабочей группы по формированию системы профессиональных квалификаций в области науки от 24 июля 2017 г. № ГП5414 (2017) / Официальный сайт Президента России. http://www.kremlin. ru/events/councils/55789.

5. Блинов В.И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. (2010) Национальная рамка квалификаций Российской Федерации / Москва: Изд.-во ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. 7 с.

6. Приказ Министерства труда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н (2013) Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов / Официальный сайт Министерства труда России. https://rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/48.

7. Towards a European Framework for Reseach Careers (2011) / European Commission Directorate General for Research & Innovation. https://www.hrk.de/fileadmin/redaktion/hrk/02Dokumente/0205Forschung/Forschermobilitaet/ Towards_a_European_Framework_for_Research_ Careers-21_July_2011_final.pdf.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н (2013) Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов / Гарант. https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70266852.

9. Проект Федерального закона РФ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» (2018) / Официальный сайт Министерства науки и высшего образования. https://минобрнауки.рф/документы/7894/файл/7100/1.pdf.

10. Протокол заседания Межведомственной рабочей группой по формированию системы профессиональных квалификаций в области науки от 24 июля 2017 г. (2017) / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. https://www.msu.ru/news/formirovanie-sistemyprofessionalnykh-kvalifikatsiy-v-oblasti-nauki.html.

11. Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ (2016) О независимой оценке квалификации / Консультант плюс. www.consultant. ru/document.

12. Roco M., Bainbridge W. (2004) Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / Arlington. 320 p.

13. Советы по профессиональным квалификациям (2019) / Официальный сайт Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. http://nspkrf. ru/soveti.html.

14. Независимая оценка квалификации (2018) Сборник нормативных правовых документов / Москва: Изд. – во «Перо». 112 с.

15. Караваева Е.В. (2017) Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. № 12. С. 5–12.

16. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (2019) / Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117.

17. Исследователь XXI века: модель формирования компетенций (2018) / Рабочие материалы к научно-методической конференции. М: МГУ им. М. В. Ломоносова. 42 с.

18. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (1996) О науке и государственной научно-технической политике / Консультант плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11507.

19. Федеральный закон РФ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (2010) Об инновационном центре «Сколково» / Консультант плюс. /http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168.

20. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (214) О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации / Консультант плюс. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962.

21. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. Проект (2016) / Министерство экономического развития Российской Федерации. http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/files/ Kontseptsiya_SPR.pdf.

22. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 (2016) О Стратегии научно-технологического развития / Стратегия научно-технологического развития. http://sntr-rf.ru/upload/iblock/ c80/Указ%20Президента%20РФ%20о%20Стратегии%20научно-технологического%20развития%20Российской%20Федерации.pdf.

23. Фиофанова О.А. (2017) Развитие кадрового потенциала в сфере науки и образования: организационные модели, образовательные программы и практики научно-производственной кооперации / М.: Изд-во Ru Science. 154 с.

24. Фиофанова О.А. (2017) Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательной программы магистратуры «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете») // Высшее образование сегодня. № 12. С. 22–29.


Для цитирования:


Фиофанова О.А. Система профессиональных квалификаций в сфере науки. Экономика науки. 2019;5(3):185-196. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-3-185-196

For citation:


Fiofanova O.A. The system of professional qualifications in the field of science. The Economics of Science. 2019;5(3):185-196. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-3-185-196

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-132X (Print)