ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена межгосударственным образовательным пространствам Европейского
Союза и Евразийского Экономического Союза: описаны механизмы их создания и выделены их основные характеристики. Россия стала в разное время участницей всех перечисленных образовательных пространств. С учетом того, что гуманитарное сотрудничество в области образования имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, в статье проанализированы емкости рынка труда высококвалифицированных кадров (трудовая мобильность) и образовательного рынка (академическая мобильность) стран-участниц межгосударственных альянсов. Авторами сделан вывод о нарастании тенденции регионализации образования, о чем свидетельствуют, прежде всего, возрастающие потоки региональной академической и трудовой мобильности. Причем, если для Европейского Союза основными региональными центрами образования стали Германия и Франция, то для Евразийского Экономического Союза – Россия. Для России, впервые стоящей перед проблемой сокращения трудоспособного населения, участие в межгосударственных образовательных альянсах может принести дополнительные дивиденды, если решение этой проблемы пойдет по пути увеличения трудовой и учебной миграции из стран-участниц Евразийского Экономического Союза. В этом случае существует необходимость коррекции государственной политики в области привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и вопросы подготовки кадров для зарубежных государств.
Об авторах
Г. А. КРАСНОВАРоссия
Е. А. Полушкина
Россия
Список литературы
1. Gvozdenko D. V. (2004). International trade and economic integration as a factor of economic growth: the case of the CIS countries. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic Sciences, Specialty 08.00.01 Economic theory, Moscow, 212 p.
2. Krasnova G. A. Polushkina E. A. (2014) Prospects of educational alliances/ Methodological issues in the estimation of project 5–100 for rankings of universities / edited by F. E. sheregi and A. L. Aref’ev / Ministry of education and science of the Russian Federation – Moscow: Center for sociological research, pp. 226–231
3. Efremova L. I. (2010) Regionalization and globalization of educational space of the CIS: social
4. and philosophical analysis. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of philosophical Sciences. Specialty 09.00.11 – social philosophy. Moscow.
5. Immigration of International Students to the EU. European Migration Network (2012). http://emn.intrasoftintl.com/Downloads/prepareShowFiles.do; jsessionid=33D7752C2A14 A9182DC8C624EF3CC166?entryTitle=06_Immigration% 20of%20INTERNATIONAL%20STUDENTS%20to%20EU%20Member%20States.
6. Annual Policy Report 2013 by the German National Contact Point for the European Migration Network (EMN) (2014). http://www.bamf.de/EN/DasBAMF/EMN/Downloads/Nationale-Berichte/nationale-berichte-node.html.
7. Global flow of tertiary-level students. UNESCO Institute for Statistics (2012). http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-studentflow- viz.aspx.
Рецензия
Для цитирования:
КРАСНОВА Г.А., Полушкина Е.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АЛЬЯНСЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ. Экономика науки. 2015;1(3):198-210.
For citation:
Krasnova G.A., Polushkina E.A. Education alliance European Union and Eurasian Economic Union: status and prospects of expansion. Economics of Science. 2015;1(3):198-210. (In Russ.)