Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы
Аннотация
Данная статья посвящена решению задачи систематизации имеющихся концепций инноватизации высшей школы, отражающих новое видение университета современными учеными. Автором изучено содержание и проведен сравнительный анализ различных концепций, касающихся зарождения будущего образа университета. В первую очередь, это труды классиков постиндустриализма, определявших в своих исследованиях науку и образование как новую индустрию в рамках складывающейся экономики знаний и отмечавших необходимость формирования, в этой связи, вуза нового типа. Немаловажным потенциалом для понимания роли и места университета, а также для получения представления о его предполагаемой (футуристической) модели в новых реалиях, обладают концепции инноватизации высшей школы, анализу которых уделена большая часть статьи. Под концепциями инноватизации высшей школы в статье понимаются концепции современных ученых, рассматривающих трансформацию традиционного вуза в его инновационную модель, отвечающую запросам экономики и общества, ориентированных на инновации. Сами концепции инноватизации также разделены на несколько типов, сгруппированных по соответствующим признакам, что позволяет говорить о возможности перехода к инновационной модели университета отличными друг от друга путями.
Об авторе
О. Б. ВоейковаРоссия
Воейкова Ольга Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит»
660037, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31
Список литературы
1. Bell D. (1973) The Coming of post-industrial society: Experience of social forecasting / New York: Basic Books. 507 p.
2. Drucker P.F. (1969) The Age of Discontinuity: Guidelines to our Changing Society / London: Heinemann. 369 p.
3. Druсker P.F. (1962) The New Society. The Anatomy of Industrial Order / N.Y.: Harper. 174p.
4. Machlup F. (1962) The Production and Distribution of Knowledge in United States / N.J.: Princeton University Press. 416 p.
5. Максимов А. (2004) Мануэль Кастельс: «Ставьте на маленьких» / Эксперт Online. № 24 (151). http://expert.ru/ural/2004/24/24uruobsh2_66077.
6. Абрамов Р.Н. (2002) Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. № 3. С. 133–140.
7. Тоффлер Э. (2002) «Образование в будущем времени», кн. Шок будущего / Москва: ООО «Издательство АСТ». 557 с.
8. Schultz T. (1960) Capital Formation by Education / Journal of Political Economy. 68(6):571–583.
9. Романкова Л. (2004) Элитное образование для инновационной экономики // Высшее образование в России. 11:86–92.
10. Новиков А. (2008) Постиндустриальное образование / М.: «Эгвес». 136 с.
11. Новиков А. (2006) Наука и практика сегодня // Высшее образование в России. 6:16–21.
12. Моисеева А.П. (2015) К вопросу об исследовании сущности технонауки / Современные проблемы науки и образования. № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-issledovanii-suschnostitehnonauki.
13. Горохов В.Г. (2012) Техника, технология, проектирование – социотехника, социально-гуманитарные технологии, социальное проектирование // Эпистемология и философия науки. 1:80–90.
14. Яголковский С.Р. (2009) Инновационность и креативность субъекта как детерминанты успешности его продуктивной деятельности / Индивидуальный исследовательский грант 2009 г. № 09-01-0075. НИУ Высшая школа экономики. http://www.hse.ru/data/2010/05/13/1217818155/Яголковский%-20С.Р..pdf.
15. Журавлев В.В. (2000) Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2(13):25–31.
16. Ашин Г.К. (2008) Элитный университет в системе элитного образования / Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XI. № 1. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/09/02/1214988640/03_Ashin.pdf.
17. Дежина И. (2004) «Ведущие вузы» или «исследовательские университеты» / Высшее образование в России. 8:9–17.
18. Шадрин А.И. (2004) Исследовательский университет как пример структуры, обеспечивающей инновационное развитие города / Стратегия социально-экономического развития Красноярска на период до 2010 года. Матер. городской научно-практич. конф. КрасГУ. Красноярск. С. 373–375.
19. Голованов А. В. (2004) В поисках «исследовательской» модели развития // Высшее образование в России. 10:63–68.
20. Кроу М., Дэбарс В. (2017) Модель нового американского университета / Пер. под научн. ред. М. Добряковой. Издательский дом Высшей школы экономики. 419 с.
21. Овчинникова Н.Э. (2015) Современный исследовательский университет: опыт создания модели мирового уровня (на примере Университета штата Аризона) // Университетское управление: практика и анализ. 6(100):68–77.
22. Козлов В.В. (2005) О возможных путях интеграции академической науки и образования: доклад вице-президента РАН // Вестник РАН. 75(5):431–436.
23. Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук / Официальный сайт. https://spbau.ru/ob-universitete.
24. Майбуров И. А. (2004) Финансирование высшего образования: «национальные особенности» // Высшее образование в России. 10:31–37.
25. Смайлор Р.У., Дитрих Г. Б., Гибсон Д. В. (1993) Предпринимательский университет: роль высшего образования в США в коммерциализации технологии и экономическом росте // Международный журнал социальных наук: Инновации, технологии и общество. 2:3–15.
26. Clark B.R. (1998) Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. Oxford: Pergamon Press for International Assosiation of Universities. 155 p.
27. Ассман К. (2003) Вузы как помощники при освоении предприятий – инновационная форма повышения квалификации / «Стимулирование и развитие экономики: опыт Германии, Нидерландов и России». Матер. междунар. конф. Международный институт экономики, права и менеджмента. Нижний Новгород. http://www.ii.nngasu.ru/ru/articles.html.
28. Константинов Г.Н., Филонович С. Р. (2007) Что такое предпринимательский университет // Теоретические и прикладные исследования. 1:49–62.
29. Виссема Й.Г. (2017) Университет третьего поколения // М.: Изд-во «Олимп-Бизнес». 480 с.
30. Ицковиц Г. (2011) Модель тройной спирали / Инноваци. 4(150):5–10.
31. Похолков Ю.П. (2005) Университет инновационного типа / Модели инновационных вузов: сб. статей. М:. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. С. 120–127.
32. Воейкова О.Б. (2014) Концептуальные основы инноватизации высшей школы: моногр.; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск. 162 с.
33. Михнева С.Г. (2002) Информационная экономика и новая парадигма политической экономии труда // Вестник РУДН, серия «Экономика». 1(8):44–55.
34. Подорванюк Н. (2017) «Песочница» для цифровой экономики и чем она поможет отечественной науке / Интервью с главой Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Сергеем Матвеевым. 27.11.2017. Индикатор. http://indicator.ru/article/2017/11/26/cifrovayaekonomika.
35. Минаков В.Ф. (2016) Смарт инновации: понятие, сущность / Nauka-rastudеnt.ru. № 01 (25). http://nauka-rastudent.ru/25/3175.
36. Шубина И.В. (2015) Смарт и развитие современного образования / Экономика, Статистика и Информатика. 3:17–19.
37. Неборский Е.В. (2017) Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 / Мир науки. Т. 5. № 4. http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf.
38. Каптур В. (2019) Умные университеты – основа развития устойчивых городов / Матер. форума МСЭ «Умные устойчивые города: технологические тренды, истории успеха и перспективы» 26–27 февраля 2019. Минск. https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/Documents/Events/2019/02_Minsk/Presentations/S2-Pres5-Kaptur_SmartUniversities-RU.pdf.
Для цитирования:
Воейкова О.Б. Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы. Экономика науки. 2020;6(3):186-198. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-3-186-198
For citation:
Voeykova O.B. Conceptual Vision of the New University in the Works of Modern Scientists: Typology of the Concepts of Innovatisation of the Higher School. The Economics of Science. 2020;6(3):186-198. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-3-186-198