Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных образовательных кластеров
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-4-225-235
Аннотация
Статья посвящена одному из наиболее перспективных механизмов внедрения инноваций в России и Китае – инновационным образовательным кластерам. Подчеркивается ведущая роль высших учебных заведений в формировании инновационной экономики и реализации высокотехнологичных проектов, а также в решении уже сформировавшихся ранее и недавно возникших ограничений, связанных с глобальными процессами в мировой экономике. На основании проведенного обзора и анализа его результатов, автор формулирует предложения по применению уже существующего опыта реализации кластерного подхода при непосредственном участии высших учебных заведений в создании международных инновационных образовательных кластеров для формирования совместных проектов в наиболее перспективных отраслях, в частности, в медицинской промышленности и фармацевтике. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего развития образовательных и научных связей, торгово-экономических отношений России и Китая, повышении конкурентоспособности как национальных экономических систем в целом, так и высокотехнологичных предприятий двух стран на внутренних и на мировом рынках
Об авторе
Ю. Г. ГерцикРоссия
Герцик Юрий Генрихович – доктор экономических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры «Промышленная логистика»
105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5
Scopus Author ID: 6504118094
Список литературы
1. Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая в первом полугодии 2020 г. (2020) / Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. http://russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/Торговля%Россия-Китай2020.pdf.
2. Сикорский Д. (2018) Интеграция производств и технологический обмен должны стать основой сотрудничества РФ и Китая / Экономика сегодня, 20.12.2018. https://rueconomics.ru/368609-integraciya-proizvodstv-i-tekhnologicheskii-obmen-dolzhny-stat-osnovoi-sotrudnichestva-rf-i-kitaya.
3. Porter M. E. (1998) Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. 76(6):77–90.
4. Liyanage S. (1995) Breeding innovation clusters through collaborative research networks // Technovation. 15(9):553–567.
5. Russell D., Schneiderheinze A. (2005) Implementing an Innovation Cluster in Educational Settings In Order to Develop Constructivist-Based Learning Environments // Journal of Educational Technology & Society. 8(2):7–15.
6. Омельченко И. Н., Степанов А. Е., Клячко Ю. Л. (2016) Развитие инновационной деятельности в промышленных производственно-корпоративных структурах // Биржа интеллектуальной собственности. 15(6):13–20.
7. Гурулёва Т. Л., Бедарева Н. И. (2019) Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 28(4):108–123.
8. Wu H., Zha Q. (2018) A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 22(3): 259–277.
9. Altbach P. G., Teichler U. (2001) Internationalization and Exchanges in a Globalized University // Journal of Studies in International Education. 5(1):5–25. DOI:10.1177/102831530151002.
10. Луконин C. А. (2019) Россия и Китай: пределы сотрудничества // Научные труды Вольного экономического общества России. 220(6):71–82.
11. Gertsik Yu.G. (2016) Рrospects of cluster initiatives in Russia and the Worldwide in development and implementation of High-Tech Medical Equipment // Health and Social Care Journal. 2(3):9–23.
12. Porter M. E. (1991) Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal. 12(Winter Special Issue):95–98.
13. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности (2020) / Герцик Ю. Г., Омельченко И. Н. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. 190 с.
14. Соколова Е. И. (2014) Термин «Инновационный образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. 2(6):1–9.
15. Муханова А. Е., Смагулова Ж. Б. (2016) Анализ развития кластерных инициатив в Азии // Вестник Карагандинского университета. 1(46):110–119.
16. Герцик Ю. Г. (2020) Анализ опыта России и Китая в реализации кластерной политики и совместных инновационных проектов // В центре экономики. 3:60–71.
17. Шанхайская зона высокотехнологичного промышленного развития Чжанцзян (2020) / Baike. https://baike.baidu.com/item/ .
18. Дергачев В. (2019) Шанхай. Пудун. Китайский Супердракон национальной мощи. Мировой полюс инноваций / Институт геополитики профессора Дергачева. http://dergachev.ru/geop_events/300319–03.html.
19. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ (2020) / Минэконом развития России. http://economy.gov.ru/en/home.
20. European Foundation for Quality Management (EFQM) (2020) Cluster Organization Management Excellence Label. https://www.efqm.org/index.php/efqm-model/.
21. Müller L., Lämmer-Gamp T., Meier zu Köcker G., Christensen T. (2012) Clusters are Individuals, Vol. II, New Findings from the Clustermanagement and Clusterprogramme Benchmarking. Berlin: VDI/ VDE-IT GmbH, 2012. http://www.cluster-analysis.org/downloads/ClustersareIndividualsVolumeIIAnnex.pdf.
22. Титов Д. (2017) Кластерная политика выходит на новый уровень // Экономика и жизнь. № 27(9693). https://www.eg-online.ru/article/350131.
23. Коршунов С. В. (2016) Конкуренция на основе интеграции: итоги первых пяти лет работы Ассоциации технических университетов России и Китая // Алтай – Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики. Сб. материалов III международного образовательного форума. С. 73–77.
24. Александров А. А., Коршунов С. В. (2017) Ассоциация технических университетов России и Китая: опыт взаимодействия университетов // Университеты в евразийском образовательном пространстве / Редакционная коллегия: В. А. Садовничий [и др.]. Москва. С. 44–55.
25. Culatta R. (2012) From Innovation Clusters to Datapalooza: Accelerating Innovation in Educational Technology // EDUCAUSE Review. 47(6):24–28.
26. Попов В. Н., Харин А. Н., Жукалин Д. А. (2018) Инновационная деятельность университета при взаимодействии с реальным сектором экономики // Высшее образование в России. 27(8–9):111–116.
27. Woldegiyorgis A., Proctor D., de Wit H. (2018) Internationalization of Research: Key Considerations and Concerns // Journal of Studies in International Education. 22(2):161–176.
Рецензия
Для цитирования:
Герцик Ю.Г. Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных образовательных кластеров. Экономика науки. 2020;6(4):225-235. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-4-225-235
For citation:
Gertsik Y.G. Role of Russia’s and China’s Higher Educational Institutions in the Development of Innovation Educational Clusters. Economics of Science. 2020;6(4):225-235. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-4-225-235