Анализ требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-205-216
Аннотация
Целью данного исследования является анализ современных требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений. В статье исследованы нормативные требования, предъявляемые к различным должностям профессорско-преподавательского состава, проанализированы 338 вакансий российских университетов на одном из самых крупных сайтов по поиску работы и наиболее актуальные отечественные и зарубежные исследования по указанной проблематике. Методической основой исследования являются результаты мониторинга и анализа нормативных требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу и актуальных исследований по обозначенной теме, а также результаты контент-анализ актуальных вакансий по 35 квалификационным и компетентностным требованиям в зависимости от должности на крупнейшем сайте по поиску работы www.hh.ru. Выявлены наиболее актуальные требования, предъявляемые различными заинтересованными сторонами к профессорско-преподавательскому составу. Результаты исследования могут быть использованы руководителями университетов с целью совершенствования деятельности, связанной с оценкой качества сотрудников, кандидатами на должности профессорско-преподавательского состава с целью выявления индивидуальных точек роста, а также могут служить основой для дальнейших исследований в данной области.
Ключевые слова
Об авторе
Е. М. ТрапезниковаРоссия
Трапезникова Елена Михайловна – аспирант, ассистент кафедры маркетинга и торговли
690014, г. Владивосток, улица Гоголя, 41
Список литературы
1. Гаибназарова З.Т. (2017) Совершенствование системы высшего образования – основной фактор формирования человеческого капитала // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. № 3. С. 72–78.
2. Норова Ф.Ф. (2020) Оценка качества образования в ВУЗах // Наука, образование и культура. № 8. С. 52.
3. ГОСТ Р 52614.2–2006 (2007) Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в сфере образования / Техэксперт. https://docs.cntd.ru/document/1200048378.
4. Brinkley-Etzkorn K.E. (2018) Learning to teach online: Measuring the influence of faculty development training on teaching effectiveness through a TPACK lens // The Internet and Higher Education. 2018; 38:28–35.
5. Dollinger M., Lodge J., Coates H. (2018) Cocreation in higher education: Towards a conceptual model // Journal of Marketing for Higher Education. 2018; 28(2):210–231.
6. Глузман Н.А. (2017) Категория профессионализма в подготовке будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 11–2:65.
7. Васильева Е.Ю. (2006) Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. № 2. С. 74–78.
8. Климук В.В., Комаров О.Е. (2016) Методика оценки качества работы профессорско-преподавательского состава ВУЗов // Bulletin of the South-Russian state technical University (NPI) Series Socio-economic Sciences. 2016; 5:107–114.
9. Трубилин А.И., Григораш О.В. (2011) Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза // Экономика образования. № 2. С. 19–23.
10. Григораш О.В. (2014) О показателях оценки эффективности деятельности вузов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 95. С. 1237–1262.
11. Шарипов Ф.В. (2010) Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. № 1. С. 72–77.
12. Аницына Т.М., Астапенко Е.Л., Будникова В.С., Гендина Н.И., Жукова Т.Д., Иванова Е.В., Москвичёва Н.П. (2011) О внесении изменения в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Вестник образования России. № 15. С. 66.
13. Стриелковски В., Киселева Л.С., Попова Е.Н. (2018) Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов // Интеграция образования. Т. 22. № 2. С. 91.
14. Esteban C.M.R., Cerro J.S. (2020) Teaching quality: The satisfaction of university students with their professors. Anales de Psicología // Annals of Psychology. 2020; 36(2):304–312.
15. Basow S.A., Phelan J.E., Capotosto L. (2006) Gender patterns in college students’ choic-es of their best and worst professors // Psychology of Women Quarterly. 2006; 30(1):25–35.
16. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. (2008) / Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527.
17. Szromek A.R., Wolniak, R. (2020). Job satisfaction and problems among academic staff in higher education // Sustainability. 2020; 12(12):4865.
Рецензия
Для цитирования:
Трапезникова Е.М. Анализ требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений. Экономика науки. 2021;7(3):205-216. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-205-216
For citation:
Trapeznikova E.M. Analysis of Requirements for Academic Staff at Higher Education Institutions. Economics of Science. 2021;7(3):205-216. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2021-7-3-205-216