Preview

Экономика науки

Расширенный поиск

Мониторинг социально-экономических трендов: инструментарий и ограничения

https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-86-97

Аннотация

Трансформация мирового порядка, изменение геополитической и геоэкономической картины мира, новые векторы социально-экономической политики Российской Федерации предполагают актуализацию исследовательских стратегий в области общественно-экономических наук и достижение максимального уровня их релевантности вызовам современного этапа. Для достижения суверенизации отечественного сектора общественно-экономических исследований представляется важным оформление нового понятийного аппарата текущей социально-экономической политики, а также разработка инструментального и методологического обеспечения процесса отслеживания трендов.
Выполненный в рамках настоящего исследования анализ используемых профессиональных и открытых алгоритмов трендвотчинга дает основания отметить, что единственной областью, в которой процесс мониторинга трендов опирается на развитую методологию и инструментарий, являются креативные индустрии. Для адаптации этих алгоритмов к задачам мониторинга социально-экономической политики особенно перспективна разработка агентства TrendWatching, запатентовавшего методологию Purpose-Driven Innovation, которая представляет собой аналитическую схему, превращающую разнонаправленные тенденции в значимые тренды.

Об авторах

Н. Г. Куракова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Куракова Наталия Глебовна – доктор биологических наук, главный научный сотрудник, директор Центра научно-технической экспертизы

Scopus Author ID: 55441402000

119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82 



О. А. Ерёмченко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Ерёмченко Ольга Андреевна – старший научный сотрудник Центра научно-технической экспертизы

Scopus Author ID: 55811482100

119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82 



Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 (2020) О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года / Гарант. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794.

2. Кошкина А., Рубченко М. (2021) Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития / Ведомости, 02.02.2021. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya.

3. Конфуций Кун Фу-цзы (2001) Лунь юй / пер. Переломова Л.С. – Восточная литература. 39 с.

4. Путин назвал ключевые принципы новой российской экономической политики / РБК, 17.06.2022. https://www.rbc.ru/economics/17/06/2022/62ac88969a7947c64123f0c9.

5. Абиль Е.А. (2007) Применение методов естественных наук в историческом исследовании: обзор современного состояния // Известия Алтайского государственного университета. С. 7–14.

6. Приоритезация финансирования научных исследований и разработок на 2023–2025 годы в рамках ГП НТР: основные подходы (2022) Презентация. Подготовлена в соответствии с п. 4 раздела 2 протокола заседания Комиссии по научно-технологическому развитию / Минобранауки России.

7. Серганов Н.И. (2022) Трендвотчинг (trendwatching): тренд и его метод работы / Дни науки. https://dninauki.ucoz.ru/publ/?page2.

8. Динабург С.Р. (2016) Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 3:86–97.

9. Lipsits I. (2012) Culture transformation and changing consumption patterns // Voprosy Ekonomiki. 8:64–79.

10. Petrova I., Safronova N., Myltzev M. (2014) Trendwatching as an Effective Tool for Sustainable Entrepreneurship / SSRN. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2540130.

11. Соловьева Д.В., Булыгина А.Н., Шатохина Д.Д., Семенова П.А., Шевцова А.С. (2021) Применение инструментов трендмаркетинга для разработки медиаконтента бренда // Практический маркетинг. 290:41–48.

12. Бавина П.А., Егорова Е.В., Чурилина И.Н. (2021) Синтез формального, неформальногои информального образования в разработке дополнительных образовательных программ для поколения миллениум // Управление образованием: теория и практика. 2(34):35–46.

13. Соловьева Д.В., Завьялова А.О. (2021) Стратегический подход к формированию идентичности бренда на основе концепции территориального маркетинга // Практический маркетинг. (293):3–12.

14. Суедов Е.П., Попова А.А. (2020) Метод определения вектора развития технологического прогресса и предсказания появления инновационных продуктов на основе мониторинга количества научных публикаций и патентов на примере появления технологии face id как результата развития глубинных камер // Цифровая наука. 5:92–101.

15. Карасева Л. (2021) Практика трендвотчинга: что помогает распознавать сигналы из будущего / РБК, 23.06.2021. https://trends.rbc.ru/trends/futurology/60d2f0db9a794726e9d1d3f6.

16. TrendWatching (2022) / TrendWatching. https://www.trendwatching.com.

17. How we do trends (2022) / TrendWatching. https://www.trendwatching.com/trend-analysis.

18. The future of purpose (2022) / Trend Watching. https://www.trendwatching.com/quarterly/2020-02/the-future-of-purpose.


Рецензия

Для цитирования:


Куракова Н.Г., Ерёмченко О.А. Мониторинг социально-экономических трендов: инструментарий и ограничения. Экономика науки. 2022;8(2):86-97. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-86-97

For citation:


Kurakova N.G., Yeremchenko О.А. Monitoring Socio-Economic Trends: Tools and Limitations. Economics of Science. 2022;8(2):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-86-97

Просмотров: 467


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-132X (Print)
ISSN 2949-4680 (Online)