Формирование новой миссии высшей школы в трансформирующемся мировом инновационном пространстве
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-125-139
Аннотация
Целью данной статьи стало определение места современной высшей школы в структуре мирового инновационного пространства с учетом сохранения себя как центра национальной идентификации, что потребовало осмысления и формализации ее новой миссии для условий высокой геоэкономической нестабильности, вызванной процессами деглобализации в мировой экономике.
В качестве методологии исследования в работе используется нелинейный метод, синтезирующий системный и эволюционный подходы, что позволяет, с одной стороны, определить место высшей школы в структуре мирового инновационного пространства, а с другой – отразить качественные, эволюционные преобразования, происходящие в ней на фоне возрастающей дестабилизации внутри этой более широкой системы, соответственно, показать эволюцию миссии высшей школы под влиянием возникших изменений.
Важным результатом исследования стало определение новой миссии высшей школы, которая заключается не только в обретении ею субъектности при создании и продвижении инноваций на глобальном уровне, но и в ее становлении в качестве суверенного (самостоятельного, независимого) центра национальной идентичности с определенной долей собственного наднационального влияния на мировое инновационное пространство в т.ч. и по части устранения имеющегося глобального инновационного разрыва.
Об авторе
О. Б. ВоейковаРоссия
Воейкова Ольга Борисовна – доцент кафедры учета, финансов и экономической безопасности (УФЭБ) Института инженерной экономики
AuthorID: 609927
660037, Красноярск, пр-т им. газ. Красноярский рабочий, 31
Список литературы
1. Воейкова О.Б. (2017) Место и роль высшей школы в мировом инновационном пространстве // Экономика образования. 5(102):85–101.
2. Джуринский А.Н. (2004) Интернационализация высшего образования в современном мире // Педагогика. 3:83–92.
3. Владимирова И.Г. (2001) Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 3: 97111.
4. Воейкова О.Б., Лукьянова А.А. (2013) Глобализация образовательного пространства и ее влияние на национальные системы высшего образования // Вестник УРФУ, серия «Экономика и образование». 3:159–167.
5. Майбуров И.А. (2002) Мировые тенденции развития высшей школы: моногр.: УГТУ-УПИ. Екатеринбург. 233 с.
6. Акулич М.М. (2005) Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 5:50–57.
7. Сулима Е.Н. (2017) Транснационализация высшего образования / Матер. V междунар. науч. конгресса «Глобалистика-2017» 25–30 сентября 2017. М. https://lomonosov-msu.ru/archive/Globalistics_2017/data/10146/uid162171_report.pdf.
8. Лиферов А.П. (2012) Корпоративные образовательные структуры и совершенствование качества трудовых ресурсов / Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 4(37):5–15.
9. Майбуров И.А. (2004) Механизм коэволюции высшей школы и промышленности в регионе: автореф. дис. … д-ра экон. наук; Южно-Уральский гос. ун-т. Екатеринбург. 50 с.
10. Воейкова О.Б. (2020) Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы // Экономика науки. Т. 6. № 3.:186–198.
11. Воейкова О.Б. (2015) Инновационное пространство и мировой инновационный процесс в условиях глобализации // Инновации. 1(195):66–73.
12. Медовников Д., Оганесян Т. (2012) Неявное знание строителей пирамиды // Эксперт. 12(795):67–69.
13. Арин О.А. (2011) Двадцать первый век: мир без России // М.: «Альянс». 344 с.
14. Калюжный В.Г. (2010) Многополярный мир: реальность и перспективы // Научные ведомости Белгородского государственного университета, серия: «История. Политология. Экономика. Информатика». 7(14):235–239.
15. Васильев Л.С. (2000) Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики): коллективная моногр. «Альтернативные пути к цивилизации». М.: «Логос». 96–114.
16. Всемирная энциклопедия: Философия (2001) / Науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Издат.: АСТ. 1312 с.
17. Урсул А. (2006) Концепция опережающего образования // Alma Mater: Вестник высшей школы. 7.: 28–33.
18. Цвылев Р.И. (1996) Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука. 92 с.
19. Хазин М. (2014) Солидарная концентрация капитала и социальный прогресс // Научнопопулярный интернет-ресурс «Мировой кризис – хроника и комментарии». http://worldcrisis.ru/crisis/1642494.
20. Адлер Ю.П. (2001) Анатомия организации с точки зрения физиологии // Стандарты и качество. 2.:46–50.
21. Моисеев Н.Н. (2001) Универсум, информация, общество // М.: «Устойчивый мир». 200 с.
22. Телемост Москва-Бостон. «Ядерный век. Культура и бомба» (1989) / Видео с участием М.К. Мамардашвили. http://mamardashvili.com/video/culture.html.
Рецензия
Для цитирования:
Воейкова О.Б. Формирование новой миссии высшей школы в трансформирующемся мировом инновационном пространстве. Экономика науки. 2022;8(2):125-139. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-125-139
For citation:
Voeykova О.B. Formation of a New Mission of Higher School in the Transforming World Innovation Space. The Economics of Science. Economics of Science. 2022;8(2):125-139. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-2-125-139