Preview

Экономика науки

Расширенный поиск

Теоретико-методические положения управления качеством профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений

https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-3-4-220-237

Аннотация

В статье обоснована актуальность оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) высших образовательных учреждений в контексте трансформации образовательного процесса. Проведено исследование теоретико-методических аспектов оценки качества труда ППС. Выделены ключевые компоненты категории «качество профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава» и сформулировано определение базирующиеся на сущностных аспектах выделенных компонентов. Также выделены основные тенденции, характеризующие современную систему высшего образования (элементы трансформации системы высшего образования), проанализировано их влияние на деятельность ППС высших учебных заведений и выделены формируемые запросы внешней среды к квалификации ППС. В результате исследования авторами выявлены несоответствия теоретико-методических положений оценки качества деятельности ППС, в частности несоответствия между нормативными и фактическими квалификационными и компетентностными требованиями к ППС в условиях трансформации образовательной системы.

Об авторах

Ю. В. Разумова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия

Разумова Юлия Викторовна – доктор экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления»

690014, Владивосток, улица Гоголя, 41



Е. М. Трапезникова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия

Трапезникова Елена Михайловна – аспирант, ассистент кафедры Маркетинга и торговли

690014, Владивосток, улица Гоголя, 41



Список литературы

1. Boyadjieva P., Ilieva-Trichkova P. (2018) Lifelong learning as an emancipation process: A capability approach. In The Palgrave international handbook on adult and lifelong education and learning. Palgrave Macmillan, London. P. 267–288.

2. Bagnall R. G., Hodge S. (2018) Contemporary adult and lifelong education and learning: An epistemological analysis. In The Palgrave international handbook on adult and lifelong education and learning. Palgrave Macmillan, London. P. 13–34.

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (2018) О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года / Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/события/президент/новости/57425.

4. Васильева Е. Ю. (2006) Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетский менеджмент: Практика и анализ. 2:74–78.

5. Васильева Е. Ю. (2007) Рейтинг преподавателей и кафедр университета // Университетский менеджмент: Практика и анализ. 3:39–48.

6. Климук В. В., Комаров О. Е. (2016) Методика оценки качества работы профессорско-преподавательского состава вузов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), Серия Социально-экономические науки. 5:107–114.

7. Васильева Е. Ю., Боричина О. А., Трапицын С. Ю. (2007) Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр университета.

8. Трубилин А. И., Григораш О. В. (2011) Создана система оценки качества деятельности преподавателей и кафедр университета // Экономика образования. 2:19–23.

9. Григораш О. В. (2014) О показателях оценки эффективности университетов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 95:1237–1262.

10. Попова С. А., Трихина И. А. (2019) Формирование подходов к оценке эффективности профессорско-преподавательского состава в кадровой политике высшего учебного заведения // Вестник евразийской науки. 11(1):35.

11. Лойко В. И., Романов Д. А., Шапошников В. Л., Кушнир Н. В., Кушнир А. В. (2016) Моделирование и диагностика продуктивности подготовки научно-педагогических кадров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 120:770–784.

12. Лойко В. И., Романов Д. А., Шапошников В. Л., Кушнир Н. В., Кушнир А. В. (2016) Современные модели и методы диагностики методической компетентности учителя // Политематический онлайн-электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 120:785–812.

13. Прохорова М. П., Семченко А. А. (2016) Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 1–1(13):26.

14. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. (2018) Эффективный контракт как технология управления эффективностью профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Инновации: электронный научный журнал. 4:4.

15. Маслов Е. В. (2017) Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: РСФРА-М; Новосибирск: НГАИУ. 312 с.

16. Комарова С. В., Савин А. В., Чухачева Е. В., Чаркина Н. В. (2022) Модели качественной оценки управления образовательным процессом // Управление образованием: теория и практика. 12(3):161–169.

17. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (2021) Об образовании в Российской Федерации / КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

18. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 (2000) О Национальной доктрине образования в Российской Федерации / Гарант. https://base.garant.ru/182563.

19. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 (2013) Об утверждении номенклатуры должностей профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций / Гарант. https://base.garant.ru/70429490.

20. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 293 (2015) Об утверждении Положения о порядке аттестации работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, относящихся к профессорско-преподавательскому составу / Гарант. https://base.garant.ru/70995524.

21. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2010 г. № 761 (2010) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» / КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703.

22. Приказ Минобрнауки России от 10.11.2002 г. № 3906 (2002) Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых на лицензионную экспертизу при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения / Техэксперт. https://docs.cntd.ru/document/901837570.

23. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (2014) Об утверждении Государственной программы Российской Федерации / Гарант. https://base.garant.ru/71848426.

24. Гегель Г. В.Ф. (1974) Энциклопедия философских наук. М., «Мысль». 452 с.

25. Басюк А. С. (2015) Двойственная природа категории качества. Теория и практика экономики и предпринимательства / Сборник трудов XII Международной научно-практической конференции. С. 45–48.

26. Welzant, H., Schindler L., Puls-Elvidge S., Crawford L. (2011) Definitions of quality in higher education: A synthesis of the literature // Higher Learning Research Communications. 5(3):2.

27. Пастушенко С. И. (2018) Сущность и содержание понятий «трудовой потенциал профессорско-преподавательского состава» и «конкурентоспособность вуза» // Инновационное управление персоналом. C. 369–375.

28. Косинова Е. П., Андреева Л. В. (2017) Мотивация профессиональной деятельности преподавателей вузов // Царскосельские чтения. 2:333–335.

29. Нехвядович Е. А., Косинова Е. П., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. и Коротенкова Р. Г. (2015) Мотивационные характ серистики и ценностные ориентации профессорско-преподавательского состава университета // Научные записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 5(123):236–241.

30. Надреева Л. Л., Ахметова И. А., Афанасьев А. А. (2016) Мотивация труда как функция управления образованием // Современные проблемы науки и образования. 3:358–358.

31. Павлова Ж. Г. (2014) Показатели эффективности деятельности преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 4(47):77–82.

32. Трапезникова Е. М. (2021) Анализ требований к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений // Экономика науки. 7(3):205–216.

33. Шарипов Ф. В. (2010) Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 1:72–77.

34. Блягоз Н. С. (2014) Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты // Наука: Комплексные проблемы. 3:33–38.

35. Дубровская Л. Д. (2020) Тьюторство в системе высшего образования: постановка проблемы // Редколлегия. C. 137.

36. Ильиных Г. С. (2019) К вопросу о цифровой трансформации высшего образования (зарубежный опыт) // Актуальные проблемы современного высшего образования: от общего к частному. C. 26–32.

37. Elliot T., Kay M., Laplante M. (2016) Digital Transformation in Higher Education. How Content Management Technologies and Practices Are Evolving in the Era of Experience Management. Digital Clarity Group.

38. Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Ковалева Н. В. (2020) Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. 496 с.

39. Modernisation of higher education in Europe: academic staff-2017 (2017) / European Union. https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/209_academic_staff_2017.pdf.

40. Казимирова И. С., Панченко Е. Ю., Родникова О. Ю., Улиско К. А. (2021) К вопросу оценки качества работы профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения в условиях дистанционного обучения // Экономические науки. 196:78–81.

41. Bedenlier S. (2017) Internationalization within higher education and its influence on faculty: experiences of Turkish academic staff // Journal of Research in International Education. 16(2):185–196.

42. Shchaveleva E. (2019) To accept, or not to accept: prerequisites to ensure quality teacher training // Focus on Language Education and Research. 1(1):28–34.

43. Левченко В. В., Агрикова Е. В., Упирова В. Г. (2019) Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования // Перспективы науки и образования. 4(40):497–508.

44. Thomson S., Hillman K. (2019) The Teaching and Learning International Survey 2018. Australian Report Volume 1: Teachers and School Leaders as Lifelong Learners.

45. Навыки будущего на 2020-е годы: новая надежда (2020) / GEF, WS. 262 c. https://futureskills2020s.com/ru.

46. Богуславский М. В. (2014) Консервативная стратегия модернизации российского образования в XX начале XXI вв. // Проблемы современного образования. 1:5–11.

47. Богуславский М. В., Неборский Е. В. (2016) Концепция развития системы Высшего образования в России // Мир науки. Педагогика и психология. 4(5):7.

48. Богуславский М. В., Неборский Е. В. (2017) Стратегические тенденции развития системы высшего образования в Российской Федерации // Гуманитарные исследования Центральной России. 2(3):7–20.


Рецензия

Для цитирования:


Разумова Ю.В., Трапезникова Е.М. Теоретико-методические положения управления качеством профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Экономика науки. 2022;8(3-4):220-237. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-3-4-220-237

For citation:


Razumova Y.V., Trapeznikova E.M. Theoretical and Methodological Provisions of Quality Management of Professional Activity of The Teaching Staff of Higher Educational Institutions. Economics of Science. 2022;8(3-4):220-237. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-3-4-220-237

Просмотров: 366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-132X (Print)
ISSN 2949-4680 (Online)