Методология нелинейности при исследовании феномена расширения инновационного пространства высшей школы
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-2-60-74
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в объективации инструментов нелинейного познания феномена пространственного расширения высшей школы в инновационной сфере, который проявляется как продвижение вузовских инноваций не только внутри, но и за пределами собственных национальных государств. Такая тенденция встраивания высшей школы в мировой инновационный процесс имеет устойчивый и продолжительный характер, обусловленный ее всемерной инноватизацией и глобализацией.
В статье предлагается обоснование актуальности и представление методологии нелинейности как наиболее действенного инструмента для познания расширения инновационного пространства высшей школы и ее интеграции в мировой инновационный процесс. Предлагаемая методология нелинейного исследования противопоставлена т. н. линейной логике, часто используемому в экономической науке линейному методу, рассматривающему объекты и явления с предсказуемым поведением и не способного дать полную картину развития открытых неравновесных систем.
Методология нелинейности, включающая принципы теории самоорганизации систем и теории эволюционного экономического развития, позволяет объединять в одной модели и стационарную, и динамическую составляющие исследуемого нелинейного процесса, раскрывая характер изменений как пространственного, так и временного свойства, сопровождающих модификацию высшей школы, интегрируемой в мировое инновационное пространство.
Результаты исследования представлены как раскрытые с помощью нелинейной методологии параметры нелинейности расширения вузовского инновационного пространства, такие как: открытость высшей школы перед импортом-экспортом информационных, финансовых, материальных и человеческих ресурсов; состояние неустойчивости, неравновесности при воздействии внешних и внутренних факторов; обновление структуры через самоорганизацию, приводящую к замещению устаревающих частей системы на новые; способность совершать качественные скачки, оказавшись в точках бифуркации.
Об авторе
О. Б. ВоейковаРоссия
Воейкова Ольга Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, финансов и экономической безопасности института инженерной экономики
Author ID: 609927
660123, Красноярск, пр-т им. газ. Красноярский рабочий, 31
Список литературы
1. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Рынок университетов мирового класса: пересмотр геополитических и национальных стереотипов / Е. В. Балацкий, Н. А Екимова // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 117–131. DOI: 10 31857/SO13216250014952-0.
2. Бескоровайнова С.В. Нелинейность развития как экономический феномен / С.В. Бескоровайнова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 14 (3). С. 13–17.
3. Bourdieu P. La Spécificité du champ scientifique et les conditions sociales du progrès de la raison // Sociologie et Sociétés. 1975. Vol.7. pp. 91–118.
4. Воейкова О.Б. Категория "инновационное пространство" в инновационной парадигме высшей школы: концептуальные положения расширения инновационного пространства вуза // Инновации. 2021. N 4 (270). С. 16−25.
5. Воейкова О.Б. Исследование интеграции высшей школы в мировое инновационное пространство: нелинейный подход // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Т. 17. № 3. С. 532–553. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.3.023
6. Воейкова О.Б. Формирование новой миссии высшей школы в трансформирующемся мировом инновационном пространстве / О.Б. Воейкова // Экономика науки. 2022. Т.8. №2. С. 125–139. doi.org/10.22394/2410–132X2022-8-2-125-139
7. Войтов А.Г. Проблемы методологии экономической науки. Москва: Дашков и К’, 2017. 286 с.
8. Ильинский И.М. Образовательная революция. Москва: Моск. гуманит.-социальн. академия, 2002. 592 с.
9. Кондратьев H.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. M.: Наука, 1991. 567 с.
10. Михалев А.С. Кризис мировой образовательной системы / А.С. Михалев // Инновационные образовательные технологии. 2005. № 1. С. 5–14.
11. Павлов П.В., Защитина Е.К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации / П.В. Павлов, Е.К. Защитина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 4. С. 681–699. DOI 10.22363/2313-2329-2020-28-4-681-699
12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Москва: Прогресс, 1986. 432 с.
13. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России / Д. Салми, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25 – 68.
14. Сухарев О.С., Сухарев С.О., Руденко Д.В. Теория экономического развития Й. Шумпетера и факты современной жизни (эволюционная Экономика) / О.С. Сухарев, С.О. Сухарев, Д.В. Руденко // Журнал экономической теории. 2010. № 2. С. 181–196.
15. Урсул А.Д. Инновационное образование в интересах устойчивого развития: от модернизации к футуризации [Электронный ресурс]. / А.Д. Урсул // Открытое образование. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-ot-modernizatsii-k-futurizatsii (дата обращения: 15.04.2023).
16. Хакен Г. Синергетика. Москва: Мир, 1980. 293 с.
17. Харкевич М.В., Туманова М.Ю., Коробов Д.С., Неделько С.Н. Управление глобальной наукой: особенности межправительственных организаций / М.В. Харкевич, М.Ю. Туманова, Д.С. Коробов, С.Н. Неделько // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 6 (63). С. 271–293. doi.org/10.24833/2071-8160-2018-6-63-271-293
18. Hodgson G.M. The Theory Evolution of Evolutionary Economics // Scottish Journal of Political Economy, Scottish Economic Society. 1995. Vol. 42(4). P 469–488.
Рецензия
Для цитирования:
Воейкова О.Б. Методология нелинейности при исследовании феномена расширения инновационного пространства высшей школы. Экономика науки. 2023;9(2):60-74. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-2-60-74
For citation:
Voeykova O. Methodology of nonlinearity in the research of the phenomenon of the innovation space of higher school expansion. Economics of Science. 2023;9(2):60-74. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-2-60-74