Preview

Экономика науки

Расширенный поиск

Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной деятельности в российских университетах

https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-2-129-142

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены данные статистики по финансированию научных исследований, обобщен опыт организации научной деятельности в университетах России и предложена модель ее системной поддержки силами самого университета. Констатируется, что в университетской науке наблюдается «кризис заказчика»: спрос предпринимательского сектора не обеспечивает в необходимом объеме крупные и длительные заказы на научные исследования и исследования опираются главным образом на средства бюджета государства. Предлагаются организационные мероприятия для последовательного перехода от преподавательской деятельности к научной с поэтапным подтверждением продуктивности: создание нового университетского субъекта – «научного звена», состоящего из двух и более сотрудников вне зависимости от их научного звания с приданием административных прав и соответствующей ответственности.

Об авторах

А. П. Суходолов
Байкальский государственный университет
Россия

д.э.н., профессор 

ул. Ленина, д. 11, г. Иркутск, 664003



И. В. Анохов
Байкальский государственный университет
Россия

к.э.н., доцент 

ул. Ленина, д. 11, г. Иркутск, 664003



Е. О. Михалёва
Байкальский государственный университет
Россия

магистрант 

ул. Ленина, д. 11, г. Иркутск, 664003



Список литературы

1. Marginson S.(2015) Роль государства в университетской науке: сравнительный анализ России и Китая// Вестник международных организаций. Т. 10. №1. С. 7–30.

2. Двенадцать решений для нового образования (2018) Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.

3. Тагаров Б.Ж.(2018) Поведение субъектов рынка образования в условиях асимметричной информации// Креативная экономика. Т. 12. №5. С. 607–618.

4. Тагаров Б.Ж.(2018) Проблемы развития исследовательской деятельности в России в условиях перехода к экономике знаний// Экономика и предпринимательство. №5 (94). С. 189–194.

5. Тагаров Б.Ж.(2018) Основные направления развития рынка онлайн-образования в России// Креативная экономика. Т. 12. №8. С. 1201–1212.

6. Тагаров Б.Ж., Тагаров Ж.З.(2018) Особенности информационного неравенства в современной экономике// Креативная экономика. Т. 12. №5. С. 543–554.

7. Шободоева А.В.(2017) Развитие понятия «информационная безопасность» в научно-правовом поле России// Известия Байкальского государственного университета. Т. 27. №1. C. 73–78.

8. Индикаторы науки: 2018: статистический сборник (2018) / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др. М.: НИУ ВШЭ. 320 с.

9. Высшая школа экономики (2019) / ВШЭ. https://www.hse.ru.

10. Наука технологии инновации (2019) / ВШЭ. https://issek.hse.ru/news/211444213.html.

11. Soria V.H.A., Castillo G.M.(2018) Teaching and research at the national university of San Juan (1994–2015): impact of the incentive program to teachers-researchers and the career of the scientific researcher of CONICET // Prometeica-revista de filosofia y ciencias. №16. P. 57–77.

12. Matlakiewicz P., Matuszak P., Grodzicki G. (2016) Results of the commercialisation of scientific research in the light of experience gained at the nicolaus copernicus university centre for technology transfer // Polish hyperbaric research. V. 54. №1. P. 37–39.

13. Комаров В.М., Баринова В.А., Земцов С.П. (2016) Подходы к формированию технологической долины МГУ им. М. В. Ломоносова// Экономика науки. №2. С. 120–129.

14. Мамонтова М.С.(2016) Комплексный подход к управлению грантовой деятельностью кафедры в вузе// Вестник Марийского государственного университета. №1. С. 35–38.

15. Московский физико-технический институт (2019) / МФТИ. https://mipt.ru.

16. Национально исследовательский ядерный университет «МИФИ» (2019) / МИФИ. https://mephi.ru.

17. Томский государственный университет (2019) / ТГУ. http://www.tsu.ru.

18. Wittenberg J., Elings M.(2017) Building a Research Data Management Service at the University of California, Berkeley: A tale of collaboration // IFLA journal-international federation of library associations. V. 43(1). Р. 89–97.

19. Riechert M., Roberson O., Wastl J.(2017) Research information standards adoption: Development of a visual insight tool at the University of Cambridge // Procedia Computer Science. V. 106. P. 39–46.

20. Федотова О.Д., Мареев В.В., Карпова Г.Ф. (2015) Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования// Науковедение. №6. С. 1–9.

21. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190-р(2012) Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы/ КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313.

22. Гершман М.А., Кузнецова Т.Е.(2013) Эффективный контракт в науке: параметры модели// Форсайт. №3. С. 26–36.

23. Приказ Минтруда России от 26 апреля 2013 г. №167н (2013) Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта/ КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149028.

24. Лагун А.А., Шилова И.Н.(2015) Интеграция учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении: проблемы и пути решения// Молочно-хозяйственный вестник. №2 (18). С. 114–122.

25. Dutta R., Pashak T.J., McCullough J.D., Weaver J.S., Heron M.R.(2019) From Consumers to Producers: Three Phases in the Research Journey With Undergraduates at a Regional University / Front. Psychol. 9:2770.

26. Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ(1996) О науке и государственной научно-технической политике/ КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507.

27. Фурсов А.И.(2013) «Нормальная наука» versus «аналитика». http://andreyfursov.ru/news/normalnaja_nauka_versus_analitika/2013-05-01-286.

28. Санкт-Петербургский государственный университет (2019) / СПбГУ. https://spbu.ru.

29. Dunbar G.L.(2019) Strategies to Maximize the Involvement of Undergraduates in Publishable Research at an R2 University / Front. Psychol. 10:214.


Для цитирования:


Суходолов А.П., Анохов И.В., Михалёва Е.О. Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной деятельности в российских университетах. Экономика науки. 2019;5(2):129-142. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-2-129-142

For citation:


Sukhodolov A.P., Anokhov I.V., Mihalyova Е.О. University science. Internal possibilities of stimulating scientific activity in Russian universities. The Economics of Science. 2019;5(2):129-142. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2019-5-2-129-142

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-132X (Print)