Preview

Экономика науки

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА НОВЫХ ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Полный текст:

Аннотация

Представлены расчеты, согласно которым бюджет РФ на исследования и разработки (ИиР) в действующих ценах в 2016 г. будет составлять не более 0,8% от общемирового. С таким показателем РФ опустится с 9-ого места, которое она занимала в 2014 г., на 18-тое место в мире. Вместе с тем, численность персонала, занятого в РФ в секторе ИиР, составляет около 10% мирового корпуса участников исследовательского процесса. Исходя из международных сопоставлений дана оценка стоимости научно-технологических приоритетов в США. Показано, например, что каждый из распорядителей государственного бюджета в США на ИиР имеет годовой бюджет в объеме нескольких миллиардов долларов, что позволяют им выделять по 3–4 приоритета с бюджетом по 100–500 млн. долл. в год.

Сделано предположение, что несопоставимость внутренних затрат РФ на развитие сектора гражданской науки по сравнению с индустриально развитыми странами позволяет выделять в качестве приоритетов научно-технологического развития страны не более 2–3 исследовательских направлений.

Об авторах

Н. Г. Куракова
ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ
Россия

д.б.н., директор Центра научно-технической экспертизы,

г. Москва



А. Н. Петров
ФГБНУ «Дирекция НТП» Минобрнауки России
Россия
к.х.н., директор


Список литературы

1. 2014: Global R&D Funding Forecast (2013) Battelle, R&D Magazine. http://www.battelle.org/docs/tpp/2014_global_rd_funding_forecast.pdf.

2. Индикаторы науки: 2015, статистический сборник (2015). – М: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

3. Лемуткина М. (2015) Росстат фиксирует улучшение показателей российской науки // Московский Комсомолец, 07.10.2015. http://www.mk.ru/science/2015/10/07/rosstat-fiksiruetuluchshenie-pokazateley-rossiyskoy-nauki.html.

4. По данным ЮНЕСКО, количество ученых в развивающихся странах растет, однако ученые-женщины продолжают оставаться в меньшинстве (2009) / Пресс-коммюнике ЮНЕСКО, 23.11.2009. № 2009–139.

5. Investing in America’s future (2014) White House Office of Science and technology policy. https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/budget/fy2016/assets/investing.pdf.

6. Денг Б., Монастерски Р., Морелло Л., Риардон С., Толлефсон Д. (2015) В бюджете Обамы предусмотрены крупные ассигнования на науку // InoСМИ.ru. http://inosmi.ru/world/20150204/226026461.html.

7. Koizumi K. (2014) The 2015 Budget: Science, Technology, and Innovation for Opportunity and Growth // ASEE.

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 (2014) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» / Интернет-портал «Российской газеты», 24.04.2014 г.

9. Перечень контрактов на НИОКР Программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (2015) / Интернет-портал Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/1/2015.

10. Аналитический отчет «Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР (в том числе по приоритетным направлениям инновационного развития России)» (2014) / Аналитический центр при Правительстве РФ. http://ac.gov.ru/files/publication/a/4889.pdf.

11. Указ Президента РФ от 07 февраля 2011 г. № 899 (2011) Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации / Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/acts/bank/33514.

12. Индикаторы науки: 2014, статистический сборник (2014). – М: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

13. Заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию от 24 июня 2015 г.

14. «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации» (2015) Стенограмма / Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/events/councils/bycouncil/6/49755.

15. Казеев, И. (2015) Доклад начальника отдела Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации / Материалы Заседания Экспертного совета по здравоохранению от 05 июня 2015 г.

16. Публичный аналитический доклад по научно-технологическому направлению «Биомедицина» (205) Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы. – Москва. – 2015.

17. Проект федерального закона от 7 октября 2015 г. (2015) О федеральном бюджете на 2016 год / Минфин России. http://regulation.gov.ru/projects#npa=40707.

18. Перечень поручений от 14 июля 2015 г. по итогам заседания Совета по науке и образованию 24 июня 2015 г. (2015) / Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50006.

19. Субботин А. (2015) Программный сбой. Секвестр ломает научные планы // Поиск. № 43. http://www.poisknews.ru/theme/sciencepolitic/16167/.


Для цитирования:


Куракова Н.Г., Петров А.Н. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА НОВЫХ ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ. Экономика науки. 2015;1(4):244-255.

For citation:


Kurakova N.G., Petrov A.N. THE ISSUES OF SELECTING PRIORITIES FOR SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT IN CIRCUMSTANCES OF LIMITED FINANCIAL RESOURCES. The Economics of Science. 2015;1(4):244-255. (In Russ.)

Просмотров: 323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-132X (Print)