Трансформация образовательной парадигмы в условиях становления академического лидерства и развития транспрофессионализма
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-4-8-17
Аннотация
В ходе исследования обосновывается необходимость смены образовательных парадигм в соответствии с новыми вызовами времени и становлением феномена академического лидерства, и наступлением эпохи транспрофессионалов. Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования академического лидерства и транспрофессионализма, их роли в развитии современной образовательной парадигмы. В статье анализируется преимущественно университетский сектор, в котором происходит развитие обсуждаемых явлений. Научная новизна исследования заключается в совокупности полученных результатов, раскрывающих особенности академического лидерства и транспрофессионализма, их влияния на смену образовательных парадигм. Делается вывод о возможности достижения академического лидерства при условии как внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, так и при реализации комплекса мер, направленных на сохранение фундаментальных знаний, которыми должен овладеть выпускник. Предложено рассматривать академическое лидерство в контексте стратегической перспективы сохранения статуса России в качестве крупнейшей научной державы современного мира. Явление транспрофессионализма выступает как адекватный ответ с точки зрения ведущих образовательных институтов на вызовы технологических изменений, характерные для современной эпохи
Ключевые слова
Об авторе
К. В. ВоденкоРоссия
Воденко Константин Викторович – доктор философских наук, профессор, директор Академии социальных исследований и гуманитарного развития
ScopusID: 56669747300
346428, Ростовская обл., г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132
Список литературы
1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2023»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 57–71. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
2. Беннис У., Нанус Б. Лидеры. СПб.: Сильван ИЧП «Чарли» (Рийк), 1995. 183 с.
3. Воденко К. В. Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. № 3 (31). С. 300–309. doi: 10.18255/2412-6519-2022-3-300-309
4. Воденко К. В., Гурба В. Н., Черных С. С. Академическое лидерство: институциональные и региональные аспекты // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 1. С. 7–17. doi: 10.17213/2075-2067-2023-1-7-17
5. Воденко К. В., Дегтярев А. К., Иванченко О. С. Российское высшее образование и инновационный потенциал молодежи: глобальные вызовы, государственная политика и региональные тенденции. Москва: ИНФРА-М, 2022. 244 с.
6. Воденко К. В., Черных С. С., Сусименко Е. В. Миссия университета в условиях поликультурного региона // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 7–13. doi: 10.20339/AM.12–21.007
7. Глазьев С. Ю. За горизонтами конца истории. Москва: Проспект, 2022. 416 с.
8. Другова Е. А. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 8–29. doi: 10.17323/1814-9545-2019-4-8-29
9. Зеер Э. Ф. Методология развития транспрофессионализма субъектов социономических профессий // Образовательные технологии. 2018. № 3. С. 46–59.
10. Иванченко О. С. Транспрофессионализм в системе профессиональной подготовки и адаптации молодых ученых в условиях мобильного мира Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. № 6. С. 54–61. doi: 10.17213/2075-2067-2020-6-54-61
11. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 54–74. doi: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
12. Нуреев Р. М., Латов Ю. В. Россия и Европа: эффект колеи (опыт институционального анализа истории экономического развития). Калининград: РГУ им. И. Канта, 2010. 527 с
13. Сухарев О. С. Трансформация институтов в современной экономике // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 4. С. 6–16. doi: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-6-16
14. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А. В. Лазарева, вступ. статья Н. А. Харламова. Москва: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 с.
15. Arntz M., Gregory T., Zierahn U. The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries: A Comparative Analysis. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, 2016. 189 р.
16. Barr H. Interprofessional education. New York; London: John Wiley & Sons, 2002. 47 p.
17. Bennett N., Lemoine G. What a difference a word makes Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. 2014. Vol. 57, No. 3. Р. 311–317. doi: 10.2139/ssrn.2406676
18. Horsburgh M. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd Medical Education. 2001. Vol. 35, No. 9. Р. 876–883. doi: 10.1046/j.1365–2923.2001.00959.x
19. Laal M. Key necessities for lifelong learning // Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 83. Р. 937– 941. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.06.175
20. North D. C. Structure and Change in Economic History. New York: Northon, 1981. 244 р.
21. Panov A. Scaling law of the biological evolution and the hypothesis of the self-consistent Galaxy origin of life // Advances in Space Research. 2005. Vol. 36, No. 2. Р. 220–225. doi: 10.1016/j.asr.2005.03.001
22. Parsons T., Smelser N. Economy and Society. New York: Free Press, 1956. 267 р.
23. Perkin H. The Third Revolution: Professional Elites in the Modern World. London; New York: Routledge 1996. 276 р.
24. Racko G. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2017. Vol. 30, No. 3. Р. 1–22. doi: 10.1080/09585192.2017.1281830
25. Robinson K. Finding Your Element. London: Penguin Books Ltd. 2014. 288 p.
26. Snooks G. A general theory of complex living systems: Exploring the demand side of dynamics // Complexity. 2008. Vol. 13, No. 6. Р. 12–20. doi: 10.1002/cplx.20225
27. Toffler A. Future shoсk. Toronto; New York: Bantam. 1971. 286 p.
Рецензия
Для цитирования:
Воденко К.В. Трансформация образовательной парадигмы в условиях становления академического лидерства и развития транспрофессионализма. Экономика науки. 2023;9(4):8-17. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-4-8-17
For citation:
Vodenko K.V. Transformation of the educational paradigm in the context of the formation of academic leadership and the development of transprofessionalism. Economics of Science. 2023;9(4):8-17. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2023-9-4-8-17