Повышение результативности НИР: планирование как инструмент снижения технологического риска при разработке двигателей
https://doi.org/10.22394/2410-132X-2024-10-3-82-97
Аннотация
В данной статье представлены основы и результаты применения методики Бережливого НИР к планированию как важнейшему инструменту повышения результативности инновационных разработок. Эффективность выполнения проекта повышается за счет пошагового алгоритма задания полного перечня основных испытаний по нарастающей сложности, который упрощает раннюю диагностику сбоев и снижает риск возникновения подводных камней на этапе проектирования. Представлена новая методика бережливого планирования, включающая определение срока готовности изделия к конструированию согласно дорожной карте, анализ структуры его критических элементов (КЭ) и определение текущего уровня их готовности, функциональный анализ КЭ и раздельное синхронное планирование разработки каждого из них, используя результаты выполнения детальных критериев достижения уровней технологической готовности (УГТ+) как контрольные точки проекта. Процесс бережливого планирования проиллюстрирован в области двигателестроения на примере разработки интегрированного стартера-генератора (СГ). Рассмотрены конкретные элементы структуры плана, проведен функциональный анализ КЭ СГ по внутренним и внешним основным и второстепенным воздействиям, их взаимодействиям, определены контрольные события плана по детализированным критериям УГТ+. Предлагаемый инструмент планирования позволяет снизить технологические риски, сократить время выполнения проекта, повысить результативность разработки инновационной техники
Об авторах
А. Д. КондряковРоссия
Кондряков Артур Дмитриевич – ассистент, аспирант кафедры 203 «Конструкция и проектирование двигателей»; начальник бригады статора конструкторского отдела компрессоров
129301, г. Москва, ул. Касаткина, д. 13
А. В. Сартори
Россия
Сартори Андрей Владимирович – кандидат физико-математических наук, главный специалист службы заместителя генерального конструктора
129301, г. Москва, ул. Касаткина, д. 13
Е. Ю. Марчуков
Россия
Марчуков Евгений Ювенальевич – член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов»; Генеральный конструктор-директор
129301, г. Москва, ул. Касаткина, д. 13
А. В. Соловьева
Россия
Соловьева Анастасия Валерьевна – главный конструктор
129301, г. Москва, ул. Касаткина, д. 13
С. В. Чуклинов
Россия
Чуклинов Сергей Владимирович – директор научно-образовательного центра развития технологий двигателестроения
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
Список литературы
1. ГОСТ 2.711-82. Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части. Разработано Стандартом. Москва: Стандаринформ, 2020. 12 с.
2. ГОСТ Р 57194.1-2016. Передача технологии. Общие положения. Разработан ООО «Техно-сервис». Москва: Стандартинформ, 2016. 10 с.
3. Кондряков А. Д. Концепция электрификации авиационного двигателя. 21-я Международная конференция «Авиация и космонавтика». Москва. Тезисы. Москва: Издательство «Перо», 2022. 8,06 Мб.
4. Минко И. С. Бизнес-планирование инновационных проектов. Учеб. пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО; Институт холода и биотехнологий Университета ИТМО, 2014. 171 с.
5. Митрофанова Я. С. Гибридный подход к управлению проектами цифровой трансформации бизнеса // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 42–48. https://doi.org/10.18323/2221-5689-2020-3-42-48
6. Сартори А. В. Повышение результативности исследований: планирование по уровням готовности в бережливом НИОКР // Экономика науки. 2022. № 8(1). С. 4–21. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2022-8-1-4-21
7. Сартори А.В., Гареев А. Р., Ильина Н. А., Манцевич Н. М. Применение подхода уровней готовности для различных предметных направлений в бережливом НИОКР // Экономика науки. 2020. № 6(1–2). С. 118– 134. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-1-2-118-134
8. Сартори АВ., Манцевич Н. М. Модель бережливого управления инновационными проектами на основе учета рисков и численной оценки экономической целесообразности выполнения этапов работ // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 4, октябрь-декабрь. https://doi.org/10.18334/vinec.10.4.110974
9. Соколов М. Почему «взлетает» только 1% стартапов– и это нормально. 2017. Форбс. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/339113-pochemu-vzletaet-tolko-1-startapov-i-eto-normalno (дата обращения: 11.09.2024).
10. Уразбахтин Р.Р., Нуриева А. М., Пронин Е. А. Выбор электрической машины на роль интегрированного стартера-генератора // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 3. Технические и фи- зико-математические науки. 2022. № 3 (98). С. 6–17. https://doi.org/10.24411/2221-0458-2022-98-06-17
11. Цена задержки: как оценить и снизить стоимость переноса или пропуска сроков проекта. 2024. FasterCapital. URL: https://fastercapital.com/ru/content/Цена-задержки – как-оценить-и-снизить-стои- мость-переноса-или-пропуска-сроков-проекта.html (дата обращения: 11.09.2024).
12. Blank S. Lean Innovation Management – Making Corporate Innovation Work. Forbes. 2021. URL: https://www.forbes.com/sites/steveblank/2015/06/25/lean-innovation-management-making-corporate-innovationwork/?sh=5ee0f0c87c6a (дата обращения: 11.09.2024).
13. Carter J. Innovation Strategic Planning Process. A Long Term Horizon for Product Planning. TCGen company website. 2023. URL: https://www.tcgen.com/blog/strategic-planning-process-innovation-long-term-horizonproduct-planning (дата обращения: 11.09.2024).
14. Charette R.N. 4 Reasons Why NASA Projects Miss Deadlines and Blow Budgets. 2018. URL: https://spectrum.ieee.org/gao-warns-of-deteriorating-costs-and-schedules-in-nasas-major-project-portfolio (дата обращения: 11.09.2024).
15. Dubos G.F., Saleh J. H. Spacecraft Technology Portfolio: Probabilistic Modeling and Implications for Responsiveness and Schedule Slippage. AIAA Infotech@Aerospace0. 2010. URL: https://repository.gatech. edu/entities/publication/8247b40f-1807-4089-8d75-326176c73b06 (дата обращения: 11.09.2024).
16. Little A. D. Transformation by Radical Innovation. 2014. URL: https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/TIM_2014_Transformation_by_Radical_Innovation.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
17. Mavris D.N., Bandte O., & Brewer J. T. A Method for the Identification and Assessment of Critical Technologies Needed for an Economically Viable HSCT. 1998. URL: https://repository.gatech.edu/server/api/core/bitstreams/284a22d6-bb85–492a-9b81-cf3f109ffdce/content (дата обращения: 11.09.2024).
18. Oorschot K. Van, Sengupta K., Akkermans H., & Wassenhove L. Van. Get fat fast: Surviving stage-gates in NPD // Journal of Product Innovation Management. 2010. № 27(6). URL: https://doi.org/10.1111/j.1540-5885.2010.00754.x (дата обращения: 11.09.2024)
19. PMBOK Guide A Guide To The Project Management Body of Knowledge (6th ed.). Project Management Institute. 2017. URL: https://project-management.com/pmbok-guide-6-sixth-edition-a-book-review/ (дата об- ращения: 11.09.2024).
20. Popov, V., Yepifanov, S., Kononykhyn, Y., Tsaglov, A. Architecture of Distributed Control System for Gearbox- Free More Electric Turbofan Engine // Aerospace. 2021. № 8(11). P. 316. https://doi.org/10.3390/aerospace8110316
21. The Project Economy The website of the Project Management Institute. 2021. URL: https://www.pmi.org/learning/library/beyond-agility-gymnastic-enterprises-12973 (дата обращения: 11.09.2024).
22. Wątróbski J., Jankowski J., Ziemba P., Karczmarczyk A., & Zioło M. Generalised framework for multi-criteria method selection // Omega (United Kingdom). 2019. № 86. P. 107–124. URL: https://doi.org/10.1016/j.omega.2018.07.004
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кондряков А.Д., Сартори А.В., Марчуков Е.Ю., Соловьева А.В., Чуклинов С.В. Повышение результативности НИР: планирование как инструмент снижения технологического риска при разработке двигателей. Экономика науки. 2024;10(3):82-97. https://doi.org/10.22394/2410-132X-2024-10-3-82-97
For citation:
Kondryakov A.D., Sartori A.V., Marchukov E.J., Solovieva A.V., Chuklinov S.V. Increasing R&D effectiveness: planning as a tool for reducing technological risk in engine development. Economics of Science. 2024;10(3):82-97. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2410-132X-2024-10-3-82-97